Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей ОВЗ
Описание образовательной программы
Федеральная адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - Программа) разработана в
соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный N 70809) и Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования <1>
(далее - Стандарт)
<1> Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. N
1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013
г., регистрационный N 30384), с изменениями, внесенными приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный
N 53776).
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки адаптированных
основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа
предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.
2. Программа является документом, в соответствии с которым организации,
осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования
(далее - Организации), самостоятельно разрабатывают и утверждают адаптированные
образовательные программы дошкольного образования (далее - АОП ДО) для
обучающихся раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ):
АОП ДО для обучающихся с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих и
позднооглохших, перенесших операцию по кохлеарной имплантации).
АОП ДО для обучающихся с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией
и косоглазием).
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР).
АОП ДО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее -
НОДА).
АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
АОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС).
АОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(далее - УО).
АОП ДО для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее -
ТМНР).
3. Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), разработанные
Организациями АОП ДО для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
Программы.
По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая
принципы Стандарта, имеет модульную структуру.
4. Рамочный характер Программы раскрывается через представление общей модели
образовательного процесса в образовательных организациях, возрастных нормативов
развития, общих и особых образовательных потребностей обучающихся раннего и
дошкольного возраста с ОВЗ, определение структуры и наполнения содержания
образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в
пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание
образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в
том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда,
выступают в качестве модулей, из которых создается основная образовательная
программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы
позволяет конструировать адаптированные основные образовательные программы
дошкольной образовательной организации для обучающихся раннего и дошкольного
возраста с ОВЗ.
5. Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела - целевой, содержательный