Пояснительная записка
К учебному плану основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 36 г. Азова
на 2025-2026 учебный год.
Учебный план МБДОУ № 36 г. Азова – локальный акт дошкольного учреждения, определяющий перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения освоение содержания основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования
(ООП,АОП); периодов организации мониторинговых исследований по оценке качества реализации образовательной программы.
Учебный план на 2025/2026 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27 сентября 2020 года № 32 (с изменениями и дополнениями от 22 августа 2024 года №9).
Учебный план предусматривает реализацию ООП, АОП, состоящих из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в режиме 12-часового пребывания детей в ДОУ.
Учебный год в образовательном учреждении начинается 1 сентября текущего года.
Учебный план регламентирует организацию образовательной деятельности в группах общеразвивающей направленности раннего (от 2 до 3 лет)
и дошкольного возраста для детей (от 3 до 7 лет), в группах компенсирующей направленности (от 5 до 7 лет) по пяти образовательным областям,
предусмотренных ФГОС ДО, в форме непосредственно-образовательной деятельности (занятиях) и совместной деятельности детей и взрослых
(социально-значимые проекты, детско/взрослые общественные движения, праздники, развлечения и культурно-досуговая деятельность);
Распределение учебной нагрузки осуществляется в соответствии СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 27 сентября 2020 года № 32 (с изменениями и дополнениями от 22
августа 2024 года №9).
1.Общие положения.
1.1. Нормативная база составления Учебного плана МБДОУ № 36 г. Азова:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН (действующая редакция);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,
- Приказ Министерства просвещения РФ от 23 января 2023 г. N 50 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным
программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236»,
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»),
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
1.2. Организация деятельности по реализации и освоению ООП, АОП осуществляется в двух основных моделях организации образовательного
процесса – совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей.
1.3.Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде
непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за
детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с
одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией
питания и др.).
1.4.Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой,
двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, чтения художественной
литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно
в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программ и решения конкретных образовательных задач.
1.5. В соответствии с требованиями СанПин для детей раннего возраста от 2 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую
половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность
непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20
минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
Занятия по реализации обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений ООП могут проводиться, как в первой,
так и во второй половине дня.
Один раз в неделю для детей 3 - 7 лет круглогодично проводятся занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят
только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей одежды, соответствующей погодным условиям.
1.6. Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более:
Возрастная группа
Первая младшая
Возраст детей
от 2 до 3 лет
1 занятие
10 мин. /равен 1 академическому часу
Образовательная нагрузка в день
20 минут
Вторая младшая
от 3 до 4 лет
15 мин. /равен 1 академическому часу
30 минут
Средняя
от 4 до 5 лет
20 мин. /равен 1 академическому часу
40 минут
Старшая
от 5 до 6 лет
25 мин. /равен 1 академическому часу
50 минут или 75 минут при
организации 1 занятия после дневного
сна
Подготовительная к школе
от 6 до 7 лет
30 мин. /равен 1 академическому
часу/.
90 минут
1.7. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Перерыв во время занятий для гимнастики,
не менее2х минут.
1.8. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.
Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день.
1.9. Время образовательной деятельности организуется, чтобы вначале проводились наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности,
связанные с умственной активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной
и физической активностью.
1.10. Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 2 до 7 лет организуются 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому
развитию зависит от возраста детей и составляет:
Возрастная группа
Первая младшая
Вторая младшая
Возраст детей
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
Образовательная нагрузка в день
8-10 минут
15 минут
Средняя
от 4 до 5 лет
20 минут
Старшая
от 5 до 6 лет
25 минут
Подготовительная к школе
от 6 до 7 лет
30 минут
1.11. Мероприятия физкультурно-оздоровительного цикла предусматривают закаливающие, оздоровительные, профилактические мероприятия,
оптимальный двигательный режим по каждой возрастной группе, который обеспечивает достаточное время организованной деятельности детей.
1.12. В структуре учебного плана МБДОУ № 36 г. Азова выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
1.13.. Мероприятия по профилактике и коррекции речевых нарушений включает ежедневное проведение индивидуальных и подгрупповых
занятий, артикуляционной гимнастики, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, игры и игровые упражнения на развитие слухового
внимания.
1.14. Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметноразвивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей
соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп). Продолжительность дневной суммарной
образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, условия организации образовательного процесса соответствует требованиям,
предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20.
1.15.В учебном плане определены виды занятий (НОД) по реализации содержания пяти образовательных областей (направлений развития
детей) основной части ОП и АОП МБДОУ № 36 г. Азова.
1.16. Коррекционная работа с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи в учебном плане представлены как дисциплины, отражающие
организационные формы непосредственно-образовательной деятельности. Наименование занятий, реализуемых в непосредственно-образовательной
деятельности, используемые при составлении рабочих программ воспитателей, учителей-логопедов, учителя-дефектолога, музыкальных
руководителей и инструкторов по физическому воспитанию представлены в Таблице :
Занятия по реализации основной части ОП и АОП
Образовательная область
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Виды занятий (НОД)
Полное наименование
Развитие элементарных математических представлений
Сенсорика
Ознакомлением с предметным и социальным окружением
Ознакомление с природой
Развитие речи
Фронтальное логопедическое занятие
Музыкальная деятельность (Музыка)
Лепка
Рисование
Аппликация
Конструирование
Физическая культура в помещении Физическая культура на воздухе
Учебный план к основной образовательной программе
в группах общеразвивающей направленности на 2025-2026 учебный год
Образовательные
области
Базовый вид деятельности
группа раннего
возраста
от 2 до 3 лет
Группы общеразвивающей направленности
группа
группа среднего группа старшего
младшего
возраста
возраста
возраста
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 3 до 4 лет
группа старшего
возраста
от 6 до 7 лет
Периодичность
неделя
год
неделя
год
неделя
год
неделя
год
неделя
год
108
3
108
3
108
3
108
Обязательная часть
Физическое
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Физическая культура
3
108
3
Математика
1
36
1
36
1
36
2
72
Окружающий мир
1
36
1
36
1
36
2
72
2
72
Приобщение к социокультурным
ценностям
Развитие речи
2
72
1
36
1
36
2
72
2
72
Подготовка к обучению грамоте
1
36
1
36
Рисование
1
36
1
36
1
36
2
72
2
72
Лепка
1
36
0.5
36
0.5
18
0.5
18
0.5
18
Аппликация
0.5
18
0.5
18
0.5
18
0.5
18
Конструирование
1 раз в неделю
Музыка
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание Данная образовательная область реализуется через различные виды проектной деятельности, тренинги,
Формирование основ гражданственности,
игровую деятельность, творческие мастерские, детские объединения.
патриотическое воспитание
Самообслуживание, самостоятельность,
трудовое воспитание
Формирование основ безопасности
Объем недельной образовательной нагрузки (час, мин.)
11/1 ч. 28 мин.
10/2 ч. 20 мин.
10/3 ч. 20 мин.
12/4 ч. 25 мин.
13/6 ч. 30 мин.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
(реализуется в совместной деятельности через образовательные ситуации, творческие мастерские, игровую, театрализованную и проектную деятельность)
Познавательное развитие. Основы финансовой грамотности
1
36
1
36
дополнительное образование (нормы СанПиН)
Продолжительность непрерывной
образовательной деятельности
нет
нет
1
1 половина дня
10 минут
30 минут
40 минут
2 половина дня*
10 минут
нет
нет
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
2
2
45 минут
25 минут
1 час 30 минут
30 минут
Базовый вид деятельности
группа раннего
возраста
от 2 до 3 лет
группа младшего
возраста
от 3 до 4 лет
группа среднего
возраста
от 4 до 5 лет
группа старшего
возраста
от 5 до 6 лет
группа старшего
возраста
от 6 до 7 лет
Чтение художественной
литературы
ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности
ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности
ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности
ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности
ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
поручения
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
2 раза в день
ежедневно
2 раза в день
ежедневно
2 раза в день
ежедневно
2 раза в день
ежедневно
2 раза в день
Конструктивно-модельная
деятельность
Игровая деятельность
Общение (ситуативные беседы)
при
проведении
режимных
моментов
Дежурство
Прогулки
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Познавательноисследовательская деятельность
Самостоятельная
деятельность
детей в центрах (уголках)
развития
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика
ежедневно
5 минут
ежедневно
5-6 минут
ежедневно
6-8 минут
ежедневно
8-10 минут
ежедневно
10-12 минут
Комплексы
закаливающих
процедур
Гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Учебный план к адаптированной образовательной программе
в группе компенсирующей (ТНР) направленности на 2025-2026 учебный год
Направление
Физическое развитие
Базовый вид деятельности
Физическая культура в помещении
Физическая культура на улице
Социально- коммуникативное
развитие
Познавательное развитие
Старшая компенсирующая группа
5-6 лет
6-7 лет
Объем Организованной образовательной деятельности (часов /минут)в неделю (обязательная
часть
2
2
1
1
Данная образовательная область реализуется через различные виды проектной деятельности, тренинги, игровую деятельность,
творческие мастерские, детские объединения
Ознакомление с окружающим миром
0,5
0,5
Ознакомление с природой
0,5
0,5
Развитие элементарных математических
представлений
1
2
Развитие речи
1
1
Фронтальное логопедическое занятие
1
1
2
2
1
1
Художественно- эстетическое развитие Музыка
Рисование
Лепка
0,5
0,5
Аппликация
0,5
0,5
ОБЪЁМ НЕДЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ (час., мин.)
11/5ч. 25 м.
12 /6 ч. 00 м.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
(реализуется в совместной деятельности через образовательные ситуации, творческие мастерские, игровую, театрализованную и проектную деятельность)
Региональный компонент
Интеграция с другими образовательными областями
Дополнительное образование
1
1
Взаимодействие взрослого с детьми в различный видах деятельности
Чтение художественной литературы
ежедневно
ежедневно
Игровая деятельность
Конструктивная деятельность
ежедневно
1 раз в неделю
ежедневно
1 раз в неделю
Дежурство
ежедневно
ежедневно
Общение (ситуативная беседа) при проведении режимных моментов
ежедневно
ежедневно