Страничка здоровья
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.
А. Сухомлинский
Одна из приоритетных задач, стоящих перед дошкольным
учреждением, — это охрана и укрепление здоровья детей.
Здоровье ребёнка – основа успешного
формирования, развития и реализации его способностей, задатков, адаптация к
быстро меняющимся условиям социальной жизни.
В детском саду ребёнок проводит значительную часть
времени, поэтому окружающая его среда должна обеспечить укрепление психического
и физического здоровья ребёнка, создать благоприятные гигиенические,
педагогические и эстетические условия, комфортную психологическую обстановку.
В нашем дошкольном учреждении создана система
необходимых условий по охране и укреплению здоровья воспитанников (в
соответствии со ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и СанПиН 2.4.1.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»):
Модель управления ДОУ по здоровьесбережению
Социальный заказ
общества в сфере общего образования
Актуальность
здоровьесбережения обусловлена социальным заказом на сохранение и укрепление
здоровья россиян, включением здоровьесбережения в число актуальных социальных
задач в рамках национальных проектов; личными потребностями укрепления здоровья
людей, ростом личных ценностей жизни и здоровья.
В соответствии с законом «Об
образовании в РФ» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям
государственной политики в области образования. Он регламентирует, что включает
в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать
образовательная организация в своей деятельности, а также условия для
образования детей-инвалидов и обучающихся, которым необходимо длительное
лечение. В ст.41 Федерального закона “Об образовании в Российской
Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года прописаны четкие требования по
охране здоровья обучающихся в образовательной организации. В ст.28 установлено,
что к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательной
организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления
здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной
организации.
ФГОС дошкольного образования
Отмечена важность
здоровьесбережения еще в одном документе, на который опирается
современная система образования – в федеральном государственном образовательном
стандарте дошкольного образования. В нём учитываются образовательные
потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями
здоровья.
ФГОС ДО в направлении
здоровьясбережения детей дошкольного возраста направлен на решение следующих
задач:
§ охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия;
§ формирования общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Физическое развитие в ФГОС
ДО включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных
на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма,
развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук,
а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование
начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Руководитель ДОО
В соответствии со ст. 26
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» единоличным
исполнительным органом образовательной организации является руководитель
образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной
руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью
образовательной организации.
Заведующий детского сада в направлении сохранения и крепления
здоровья детей в ДОО осуществляет:
§ Формирование контингента детей, обеспечение охраны их жизни и
здоровья во время воспитательно-образовательного процесса, соблюдение прав и
свобод детей и работников дошкольного образовательного учреждения в
установленном законодательством Российской Федерации порядке;
§
Контроль качества питания
детей;
§
Обеспечение системного
контроля своевременного прохождения медицинских осмотров сотрудниками детского
сада;
§
Обеспечение соблюдения
правил санитарно-гигиенического режима, охраны труда и пожарной безопасности в
детском саду;
§
Создание надлежащих условий
для укрепления здоровья, принятие мер по улучшению медицинского обслуживания и
оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;
§
Обеспечение соответствующих
условий для осуществления коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в
развитии;
§ Отслеживание повышения квалификации педагогов по вопросам
гигиены и охраны здоровья, формирования их ЗОЖ;
Заведующий детским садом
несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации
порядке:
§
за жизнь и здоровье, соблюдение прав ребёнка и сотрудников дошкольного
образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Целевые ориентиры здорового дошкольника
В соответствии с ФГОС ДО
определены целевые ориентиры образования здорового дошкольника:
Целевые
ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые
ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель: воспитание сознательного
отношения к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – главная
ценность, дарованная человеку природой.
Ранний возраст (как
переход на ступень дошкольного периода детства)
Система индикаторов для диагностики развития ребенка в
соответствии с целевыми ориентирами:
владеет культурно-гигиеническими навыками;
владеет элементарными
навыками самообслуживания;
владеет достаточным объемом
жизненно важных движений;
использует разнообразные двигательные действия (ходьба, бег,
ползание, перешагивание).
Дошкольный возраст (на момент
завершения дошкольного периода детства)
Система индикаторов для диагностики развития ребенка в
соответствии с целевыми ориентирами:
владеет основными культурно-гигиеническими навыками;
уверенно, координированнно,
точно, гармонично выполняет основные движения, как хорошо знакомые, так и
новые, в том числе по показу и инструкции взрослого;
контролирует качество
выполнения движения;
использует для выполнения
заданий мелкомоторные движения;
четко выделяет ведущую руку,
дифференцирует движения правой и левой рук;
демонстрирует
сформированнность физических качеств (быстрота, ловкость в выполнении движений,
выносливость и т.д.);
имеет четкие, осознанные
начальные представления о здоровье и факторах риска, о значении гигиенических
процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и
прогулок, о гигиенических основах организации деятельности, о некоторых
возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.
Организация физкультурно – оздоровительной работы
в МБДОУ №36 г. Азова
Организация физкультурно –
оздоровительной работы в детском саду регламентируется следующими
документами: ООП ДО №36 г. Азова, рабочес\ей программой воспитания,
планом по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
Система физкультурно-оздоровительной
работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и
нетрадиционных форм работы:
- Ежедневный утренний
прием детей в группы осуществляется в соответствии с
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими
работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По
показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку
проводится термометрия. Выявленные больные дети или дети с подозрением на
заболевание в детский сад не принимаются; заболевших в течение дня детей
изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского
блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую
организацию с информированием родителей.
- Индивидуальный подход:
с детьми, отстающими в физическом развитии, пришедшим после болезни,
организация индивидуальной коррекционной работы: выполнение упражнений для
укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды
движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая
требований к качеству выполнения движений; обращать особое внимание на признаки
физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку
или даже прекратить на время занятие.
- Формы традиционной
физкультурно-оздоровительной работы с детьми в МБДОУ:
Утренняя гимнастика, традиционная,
игровая, с использованием полосы препятствий, имитационная;
НОД (физкультурные
занятия), проводятся в
соответствии с образовательной программой. Перед занятием необходимо хорошо
проветрить помещение;
Подвижные и спортивные игры. Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и
временем ее проведения; самостоятельные спортивные игры и упражнения
- Формы нетрадиционной
физкультурно-оздоровительной работы с детьми в МБДОУ:
дыхательная гимнастика,
способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной
клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких;
динамические паузы рекомендуется для всех детей в качестве профилактики
утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной
гимнастики и других в зависимости от вида занятия;
релаксация. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский,
Рахманинов), звуки природы;
гимнастика пальчиковая, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время);
гимнастика для глаз;
гимнастика бодрящая, форма
проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по
ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в
помещениях и другие в зависимости от условий ДОО;
– Коррекционные
технологии:
технологии музыкального воздействия, используются в качестве вспомогательного средства как часть
других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и
пр.;
сказкотерапия, занятия используют для психологической терапевтической и
развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть
групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа
детей;
технологии воздействия цветом, уделять особое внимание цветовой
гамме интерьеров ДОО. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают
эмоциональный настрой ребенка.
– Физкультурно-массовая
деятельность:
Неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные
праздники, игры – соревнования между возрастными группами, валеологические
праздники и др.
Образовательный процесс по формированию ЗОЖ у дошкольников
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить
ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность
сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только
общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить
использовать полученные знания в повседневной жизни.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Проблемно – игровые (игротреннинги и игротерапия), занятие может
быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в
процесс игровой деятельности;
Коммуникативные игры,
занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них
входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия;
Занятия из серии «Здоровье»,
включены в сетку занятий в качестве познавательного развития;
Самомассаж, способствует
расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез,
что положительно влияет на обмен веществ. Су-Джок терапия;
Точечный самомассаж,
проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными
заболеваниями и болезнями ЛОР-органов;
Игровой метод с включением
сюжета, создание воображаемой ситуации
Викторины, кроссворды, дидактические игры;
Сюрпризный момент, приход
героев;
Использование музыки, потешек, художественного
слова, загадок и др.
Поддержание диалогов детей о
событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны
«Минута желаний» – в конце
занятия дети выполняют свои любимые движения.
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
по здоровьесбережению дошкольников
В работе с родителями в данном направлении ставятся такие
задачи как:
1.
Обеспечение семей всей
имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по
оздоровлению детей.
2.
Разработка комплексов
игровых упражнений направленных на профилактику психофизического и
оздоровительного воспитания детей.
3.
Разработка стратегического
плана оздоровительных мероприятий с часто болеющими детьми на основе
взаимодействия с семьей.
4.
Повышение эффективности
работы по пропаганде здорового образа жизни.
5.
Обучение родителей
современным технологиям закаливания и оздоровления детей.
6.
Увеличение активности
родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто
болеющих детей.
Ожидаемые результаты работы по оздоровлению и здоровьесбережению
детей:
Снижение уровня заболеваемости.
Расширение знаний взрослых и детей о понятии «здоровья» и
влияния образа жизни на состояние здоровья.
Умение использовать полученные знания для самооздоровления.
В детском саду в системе
проводятся мероприятия с родителями, посвящённые проблеме охраны и укрепления
здоровья школьников.
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе и
главном фойе детского сада стенд «Школа здоровья»;
Участие родителей в
физкультурно – массовых и физкультурно – оздоровительных мероприятиях
(соревнования, Дни открытых дверей, Недели здоровья, спортивные праздники);
Консультации, практикумы,
мастер классы, родительские собрания, консультации специалистов, групповые и
индивидуальные беседы: старшей медсестры, инструктора по физкультуре, старшего
воспитателя;
Совместные физкультурные
занятия родителей с детьми, с целью помочь родителям
и детям ощутить радость от
совместной двигательной деятельности;
Изучение потребности семьи,
через анкетирование (позволяет нам выстроить работу с ними по повышению их
педагогической культуры в области физического развития и
формирования здорового образа жизни);
Информирование родителей о
состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности
ребенка и индивидуальное консультирование;
Совместные походы,
экскурсии;
Функционирование на сайте детского сада рубрики «Школа
здоровья».
Информационные стенды для
родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы
оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений
опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой
моторики, пальчиковые игры.
Диагностика и анализ
Обеспечить эффективное
управление работой коллектива невозможно без регулярного отслеживания различных
факторов, влияющих на создание здоровьесберегающей среды.
В основе нашей системы
мониторинга здоровьесберегающей среды в МБДОУ лежат следующие принципы:
тесная связь мониторинга с управлением. Проведение мониторинга
формирует базу для принятия решений, поскольку задачей мониторинга является
предупреждение о том или ином неблагополучии, отклонении от нормы. Тем самым
создается возможность предотвратить или минимизировать отрицательный результат.
ориентация содержания мониторинга на выполнение основных
нормативных документов.
Диагностика и анализ
осуществляется с целью определения уровня организации работы в МБДОУ по
направлению формирования здоровьясбережения детей. Диагностика:
оформление и ведение индивидуальных карт развития детей;
диагностика уровня
сформированности представлений детей о ЗОЖ;
диагностика физического
развития (антропометрические данные);
диагностика физической
подготовленности (бег, метание, прыжки);
диагностика двигательной активности (выносливость, гибкость,
ловкость).
Анализ организации работы в МБДОУ
по направлению здоровьясбережения осуществляется через:
аналитический блок в годовом анализе по реализации годовых
задач;
аналитический блок в
ежегодном самоанализе (публичный отчет), выставляется на сайт детского сада до 20
апреля;
анализ посещаемости и
заболеваемости;
анализ норм питания;
распределение детей по
группам здоровья;
анализ результатов достижений и успехов детей в соревнованиях,
конкурсах, выставках.