Страничка Здоровья

Страничка здоровья

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 В. А. Сухомлинский

   Одна из приоритетных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, — это охрана и укрепление здоровья детей.              Здоровье ребёнка – основа успешного формирования, развития и реализации его способностей, задатков, адаптация к быстро меняющимся условиям социальной жизни.
      В детском саду ребёнок проводит значительную часть времени, поэтому окружающая его среда должна обеспечить укрепление психического и физического здоровья ребёнка, создать благоприятные гигиенические, педагогические и эстетические условия, комфортную психологическую обстановку.

         В нашем дошкольном учреждении создана система необходимых условий по охране и укреплению здоровья воспитанников (в соответствии со ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и СанПиН 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»):

Модель управления ДОУ по здоровьесбережению

Социальный заказ общества в сфере общего образования

Актуальность здоровьесбережения обусловлена социальным заказом на сохранение и укрепление здоровья россиян, включением здоровьесбережения в число актуальных социальных задач в рамках национальных проектов; личными потребностями укрепления здоровья людей, ростом личных ценностей жизни и здоровья.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Он регламентирует, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-инвалидов и обучающихся, которым необходимо длительное лечение. В ст.41 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года прописаны четкие требования по охране здоровья обучающихся в образовательной организации. В ст.28 установлено, что к компетенции, правам, обязанностям и ответственности образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

     

ФГОС дошкольного образования

Отмечена важность здоровьесбережения еще в одном  документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

ФГОС ДО  в направлении здоровьясбережения детей дошкольного возраста направлен на решение следующих задач:

§  охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

§  формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Физическое развитие в ФГОС ДО включает  в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Руководитель ДОО

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

Заведующий детского сада в направлении сохранения и крепления здоровья детей в ДОО осуществляет:

§  Формирование контингента детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса, соблюдение прав и свобод детей и работников дошкольного образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

§  Контроль качества питания детей;

§  Обеспечение системного контроля своевременного прохождения медицинских осмотров сотрудниками детского сада;

§  Обеспечение соблюдения правил санитарно-гигиенического режима, охраны труда и пожарной безопасности в детском саду;

§  Создание надлежащих условий для укрепления здоровья, принятие мер по улучшению медицинского обслуживания и оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении;

§  Обеспечение соответствующих условий для осуществления коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

§  Отслеживание повышения квалификации педагогов по вопросам гигиены и охраны здоровья, формирования их ЗОЖ;

Заведующий детским садом несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

§  за жизнь и здоровье, соблюдение прав ребёнка и сотрудников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

 

Целевые ориентиры здорового дошкольника

В соответствии с ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования здорового дошкольника:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

 

Образовательная область «Физическое развитие»

 

Цель: воспитание сознательного отношения к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой.

Ранний возраст (как переход на ступень дошкольного периода детства)

Система индикаторов для диагностики развития ребенка в соответствии с целевыми ориентирами:

ž   владеет культурно-гигиеническими навыками;

ž   владеет элементарными навыками самообслуживания;

ž   владеет достаточным объемом жизненно важных движений;

ž   использует разнообразные двигательные действия (ходьба, бег, ползание, перешагивание).

Дошкольный возраст (на момент завершения дошкольного периода детства)

Система индикаторов для диагностики развития ребенка в соответствии с целевыми ориентирами:

ž   владеет основными культурно-гигиеническими навыками;

ž   уверенно, координированнно, точно, гармонично выполняет основные движения, как хорошо знакомые, так и новые, в том числе по показу и инструкции взрослого;

ž   контролирует качество выполнения движения;

ž   использует для выполнения заданий мелкомоторные движения;

ž   четко выделяет ведущую руку, дифференцирует движения правой и левой рук;

ž   демонстрирует сформированнность физических качеств (быстрота, ловкость в выполнении движений, выносливость и т.д.);

ž   имеет четкие, осознанные начальные представления о здоровье и факторах риска, о значении гигиенических процедур и правилах их выполнения, важности правильного питания, отдыха и прогулок, о гигиенических основах организации деятельности, о некоторых возможных травмирующих ситуациях и первой помощи в случае травмы.

 

Организация физкультурно – оздоровительной работы

в МБДОУ  №36 г. Азова

Организация физкультурно – оздоровительной работы в детском саду регламентируется следующими документами:  ООП ДО №36 г. Азова, рабочес\ей программой воспитания, планом по сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Система физкультурно-оздоровительной работы строится с детьми на использовании в работе традиционных и нетрадиционных форм работы:

- Ежедневный утренний прием детей в группы осуществляется в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия. Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

- Индивидуальный подход: с детьми, отстающими в физическом развитии, пришедшим после болезни, организация индивидуальной коррекционной работы: выполнение упражнений для укрепления всех групп мышц с использованием тренажеров, некоторые основные виды движений с учетом их возможностей и состоянием здоровья, но не снижая требований к качеству выполнения движений; обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие.

- Формы традиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми в МБДОУ:

ž   Утренняя гимнастика, традиционная, игровая, с использованием полосы препятствий, имитационная;

ž   НОД (физкультурные занятия),  проводятся в соответствии с образовательной программой. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение;

ž   Подвижные и спортивные игры. Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения; самостоятельные спортивные игры и упражнения

- Формы нетрадиционной физкультурно-оздоровительной работы с детьми в МБДОУ:

ž   дыхательная гимнастика, способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких;

ž   динамические паузы  рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия;

ž   релаксация. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы;

ž   гимнастика пальчиковая, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время);Хочу такой сайт

ž   гимнастика для глаз;

ž   гимнастика бодрящая, форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОО;

– Коррекционные технологии:

ž   технологии музыкального воздействия, используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.;

ž   сказкотерапия, занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей;

ž   технологии воздействия цветом, уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОО. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Физкультурно-массовая деятельность:

ž   Неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники, игры – соревнования между возрастными группами, валеологические праздники и др.

 

Образовательный процесс по формированию ЗОЖ у дошкольников

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Технологии обучения здоровому образу жизни:

ž   Проблемно – игровые (игротреннинги и игротерапия), занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности;

ž   Коммуникативные игры, занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия;

ž   Занятия из серии «Здоровье»,  включены в сетку занятий в качестве познавательного развития;

ž   Самомассаж, способствует расширению капилляров кожи, ускоряет циркуляцию крови, усиливает функции желез, что положительно влияет на обмен веществ. Су-Джок терапия;

ž   Точечный самомассаж, проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов;

ž   Игровой метод с включением сюжета, создание воображаемой ситуации

ž    Викторины, кроссворды, дидактические игры;

ž   Сюрпризный момент, приход героев;

ž    Использование музыки, потешек, художественного слова, загадок и др.

ž   Поддержание диалогов детей о событиях физкультурной и спортивной жизни детского сада, города, страны

ž   «Минута желаний» – в конце занятия дети выполняют свои любимые движения.

 

Просветительская работа с родителями (законными представителями) по здоровьесбережению дошкольников

 

В работе с родителями в данном направлении  ставятся такие задачи как:

1.      Обеспечение семей всей имеющейся информацией о передовых и эффективных технологиях и методиках по оздоровлению детей. 

2.      Разработка комплексов игровых упражнений направленных на профилактику психофизического и оздоровительного воспитания детей.

3.      Разработка стратегического плана оздоровительных мероприятий с часто болеющими детьми на основе взаимодействия с семьей.

4.      Повышение эффективности работы по пропаганде здорового образа жизни.

5.      Обучение родителей современным технологиям закаливания и оздоровления детей.

6.      Увеличение активности родителей в профилактических мероприятиях, направленных на оздоровление часто болеющих детей.

Ожидаемые результаты работы по оздоровлению и здоровьесбережению детей:

ž   Снижение уровня заболеваемости.

ž   Расширение знаний взрослых и детей о понятии «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

ž   Умение использовать полученные знания для самооздоровления.

В детском саду в системе проводятся мероприятия с родителями, посвящённые проблеме охраны и укрепления здоровья школьников.

ž   Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе и главном фойе детского сада стенд «Школа здоровья»;

ž   Участие родителей в физкультурно – массовых и физкультурно – оздоровительных  мероприятиях (соревнования, Дни открытых дверей, Недели здоровья, спортивные праздники);

ž   Консультации, практикумы, мастер классы, родительские собрания, консультации специалистов, групповые и индивидуальные беседы: старшей медсестры, инструктора по физкультуре, старшего воспитателя;

ž   Совместные физкультурные занятия родителей с детьми, с целью помочь родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности;

ž   Изучение потребности семьи, через анкетирование (позволяет нам выстроить работу с ними по повышению их педагогической культуры в области физического развития и формирования  здорового образа жизни);

ž   Информирование родителей о состоянии здоровья, физическом  развитии и физической подготовленности ребенка и индивидуальное консультирование;

ž   Совместные походы, экскурсии;

ž   Функционирование на сайте детского сада рубрики «Школа здоровья».

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

Диагностика и анализ

Обеспечить эффективное управление работой коллектива невозможно без регулярного отслеживания различных факторов, влияющих на создание здоровьесберегающей среды.

В основе нашей системы мониторинга здоровьесберегающей среды в МБДОУ лежат следующие принципы:

ž   тесная связь мониторинга с управлением. Проведение мониторинга формирует базу для принятия решений, поскольку задачей мониторинга является предупреждение о том или ином неблагополучии, отклонении от нормы. Тем самым создается возможность предотвратить или минимизировать отрицательный результат.

ž   ориентация содержания мониторинга на выполнение основных нормативных документов.

Диагностика и анализ осуществляется с целью определения уровня организации работы в МБДОУ по направлению формирования здоровьясбережения детей. Диагностика:

ž   оформление и ведение индивидуальных  карт развития детей;

ž   диагностика уровня сформированности представлений детей о ЗОЖ;

ž   диагностика физического развития (антропометрические данные);

ž   диагностика физической подготовленности (бег, метание, прыжки);

ž   диагностика двигательной активности (выносливость, гибкость, ловкость).

Анализ организации работы в МБДОУ по направлению здоровьясбережения осуществляется через:

ž   аналитический блок в годовом анализе по реализации годовых задач;

ž   аналитический блок в ежегодном самоанализе (публичный отчет), выставляется на сайт детского сада до 20 апреля;

ž   анализ посещаемости и заболеваемости;

ž   анализ норм питания;

ž   распределение детей по группам здоровья;

ž   анализ результатов достижений и успехов детей в соревнованиях, конкурсах, выставках.

 

План по сохранению здоровья воспитанников МБДОУ № 36 г.Азова.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».