Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы (для детей с ТНР) МБДОУ №36 г. Азова 2024-2025 учебный год. 1.Нормативное обеспечение учебного плана. Учебный план МБДОУ № 36 г. Азова является нормативным документом, который регламентирует организацию образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и составлен в соответствии: 1.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (гл. VI. "Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи") 3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», гл.2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» 4. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; 5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» 6. Адаптированная образовательная программа МБДОУ №36 г. Азова для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 7 лет.__ группе компенсирующей направленности для детей с ТНР коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителемлогопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя - логопеда занимаются коррекционно - развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социальнокоммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Основными видами деятельности при реализации Программы являются речевая, коммуникативная и игровая, а основной формой работы с детьми –коррекционно развивающее занятие. Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя - логопеда. В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы. Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель - логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по ФИЗО при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников. Особенности организации коррекционно-развивающей работы. Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общ им недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь II период — декабрь, январь, февраль III период — март, апрель, май Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы. В старшей группе для детей от 5 до 6 лет логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 4-х детей) по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам. В подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) логопед, исходя из возможностей детей, может проводить 2 раза в неделю фронтальную работу. Как правило, для фронтальной работы отводятся понедельник и четверг (и в эти дни подгрупповую работу логопед не проводит), во вторник же и пятницу проводится подгрупповая работа. На работу с одной подгруппой детей в старшей группе отводится 20 минут, в подготовительной к школе группе - 30 минут. В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине дня или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня; этот же день отводится для совместных приемов с психологом. Среда удобна для проведения занятий логопедической ритмикой музыкальным руководителем и учителем-логопедом, так как в этот день у логопеда нет подгрупповой работы Вечерние приемы родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми. Продолжительность организованной образовательной деятельности в логопедической группе сокращенная, по сравнению с группами общеразвивающей направленности. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо. В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционноразвивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы. В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10— 15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с массовыми группами. В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем- логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку. Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий В подготовительной к школе группе компенсирующей для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится в неделю 18 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 25 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СанПиН. Индивидуальные занятия с учителем- логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются. В учебном плане предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с детьми, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент через занятия по выбору. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по реализации дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет в группах компенсирующей направленности - не более 1 раза в неделю (из-за увеличения образовательной нагрузки за счет проведения коррекционной работы) Количество занятий по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1 ребенка Учебный план для детей с тяжелым нарушением речи Образовательная область Базовый вид деятельности «Физическое развитие» «Познавательное развитие» Физическая культура «Речевое развитие» «Художественноэстетическое развитие» Формирование элементарных математических представлений Сенсорное развитие, развитие психофизических функций Познавательно-исследовательская и продуктивно-конструктивная деятельность Формирование целостной картины окружающего мира, расширение кругозора Развитие речи Восприятие художественной литературы Рисование Лепка Аппликация Музыка Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности итого Коррекционная работа: Подгрупповые занятия (понедельник, вторник, четверг, пятница) Индивидуальные занятия (логопед) Индивидуальные занятия (воспитатель) «Социальнокоммуникативное развитие» возраст/количество занятий 5-6 лет 6-7 лет 3 3 1 2 в сетку занятий не входит 1 1 1 1 2 кто проводит инструктор по физвоспитанию воспитатель педагогпсихолог воспитатель воспитатель 2 ежедневно воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель музыкальный руководитель Интеграция с другими образовательными областями + образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье 2 0,5 0,5 2 2 0,5 0,5 2 13 14 4 4 3 занятия по 10 мин. 3 занятия по 10 мин учительлогопед в сетку занятий не входит итого: Дополнительное образование (кружки) Продолжительность 1 периода организованной образовательной деятельности Продолжительность непрерывно 1 половина дня образовательной деятельности 2 половина дня 17 1 25 минут 18 1 30 минут 50 минут 25 минут 90 минут 30 минут Учебный план на 2024-2025 учебный год Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР 5-6 лет Образовательная Базовый вид деятельности количество занятий кто проводит область неделя месяц год Физическая культура 2 8 64 инструктор по «Физическое физвоспитанию развитие» 1 4 32 воспитатель «Познавательное Формирование элементарных математических развитие» представлений Формирование основ 1 4 32 воспитатель финансовой грамотности Формирование целостной 1 4 32 воспитатель картины окружающего мира, расширение кругозора Сенсорное развитие, В сетку занятий не входит Педагогразвитие психофизических психолог функций Развитие речи 1 4 32 воспитатель «Речевое развитие» Подготовка к обучению 1 4 32 воспитатель грамоте Восприятие художественной Ежедневно воспитатель литературы В сетку занятий не входит Рисование 2 8 64 воспитатель «Художественноэстетическое Лепка 0,5 2 16 воспитатель развитие Аппликация 0,5 2 16 воспитатель Музыка 2 8 64 Музыкальный руководитель Социализация, развитие «Социальнообщения, нравственное коммуникативное воспитание Интеграция с другими образовательными развитие» областями + образовательная деятельность, Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание осуществляемая в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой Самообслуживание, деятельности, в семье самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности Коррекционная работа: Логопедическое занятие (фронтальное, групповое) 3 12 98 учитель-логопед Индивидуальные занятия (логопед) 3 занятия по 10 мин. в сетку занятий не входит Индивидуальные занятия (воспитатель) 3 занятия по 10 мин Логоритмика 1 4 32 Музыкальный руководитель Итого 16 64 512 Дополнительное образование (кружки) 1 4 32 Учебный план на 2024-2025 учебный год Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР 6-7 лет Образовательная Базовый вид деятельности количество занятий кто проводит область неделя месяц год Физическая культура 2 8 64 инструктор по «Физическое физвоспитанию развитие» 2 8 64 воспитатель «Познавательное Формирование элементарных математических развитие» представлений Формирование основ 1 4 32 воспитатель финансовой грамотности Формирование целостной 1 4 32 воспитатель картины окружающего мира, расширение кругозора Сенсорное развитие, развитие В сетку занятий не входит педагогпсихофизических функций психолог Развитие речи 1 4 32 воспитатель «Речевое развитие» Подготовка к обучению 1 4 32 воспитатель грамоте Восприятие художественной Ежедневно воспитатель литературы В сетку занятий не входит 2 8 64 воспитатель «Художественно- Рисование эстетическое Лепка 0,5 2 16 воспитатель развитие Аппликация 0,5 2 16 воспитатель Музыка 2 8 64 Музыкальный руководитель Социализация, развитие «Социальнокоммуникативное общения, нравственное воспитание Интеграция с другими образовательными развитие» областями + образовательная деятельность, Ребенок в семье и обществе, осуществляемая в ходе режимных моментов, в патриотическое воспитание совместной и самостоятельной игровой Самообслуживание, деятельности, в семье самостоятельность, трудовое воспитание Формирование основ безопасности Коррекционная работа: Логопедическое занятие (фронтальное, групповое) 3 12 98 учитель-логопед Индивидуальные занятия (логопед) 3 занятия по 10 мин. в сетку занятий не входит Индивидуальные занятия (воспитатель) 3 занятия по 10 мин Логоритмика 1 4 32 Музыкальный руководитель Итого 17 68 544 Дополнительное образование (кружки) 1 4 32 Расписание образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности (5-7 лет) для детей с ТНР на 2024-2025 учебный год День недели Время проведения Логопедическое занятие (фронтальное) 9.00-9.20/ Понедельник 9.30-10.00 Познавательно-исследовательская деятельность 9.30-9.50/ 10.10-10.40 Физическая культура на улице 11.00-11.30 Логопедическое занятие (подгруппа) 9.00-9.20/ Вторник 9.30-10.00 Рисование 9.30-9.50/ 10.10-10.40 Физкультурное занятие 10.50-11.25 Познавательное развитие ФЭМП (6-7 лет) Речевое развитие 15.20-15.50 9.00-9.20/ 9.30-10.00 Рисование 9.30-9.50/ 10.10-10.40 Музыкальное занятие 15.15-15.45 Логопедическое занятие (подгрупповое/фронтальное) 9.00-9.20/ Четверг 9.30-10.00 Познавательное развитие ФЭМП 9.30-9.50/ 10.10-10.40 Физкультурное занятие 10.50-11.25 Логопедическое занятие (подгруппа 9.00-9.20/ Пятница 9.30-10.00 Конструктивно-модельная деятельность 9.30-9.50/ 10.10-10.40 Музыкальное занятие 10.50-11.25 итого: 17 занятий Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Среда Базовый вид деятельности группа старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет ежедневно группа старшего дошкольного возраста 6 - 7 лет ежедневно Чтение художественной литературы Конструктивно-модельная 1 раз в неделю 1 раз в неделю деятельность Игровая деятельность ежедневно ежедневно Общение (ситуативные беседы) ежедневно ежедневно при проведении режимных моментов Дежурство ежедневно ежедневно Прогулка ежедневно 2 раза в день ежедневно 2 раза в день Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная игра ежедневно ежедневно Познавательно ежедневно ежедневно исследовательская деятельность Самостоятельная деятельность ежедневно ежедневно детей в центрах (уголках) развития Оздоровительная работа Утренняя гимнастика ежедневно 8-10 минут ежедневно 10-12 минут Комплекс закаливающих ежедневно ежедневно процедур Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно