УЧЕБНЫЙ ПЛАН адаптированной образовательной программы на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
к учебному плану
адаптированной образовательной программы (для детей с ТНР) МБДОУ №36 г. Азова
2023-2024 учебный год.
1.Нормативное обеспечение учебного плана.
Учебный план МБДОУ № 36 г. Азова является нормативным документом, который
регламентирует организацию образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и составлен в соответствии:
1.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (гл. VI.
"Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организация воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи")
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
№1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования», гл.2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее
объему»
4. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 «Об
утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
6. Адаптированная образовательная программа МБДОУ №36 г. Азова для детей с тяжелыми
нарушениями речи от 5 до 7 лет.__ группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание
речевого и психофизического развития детей.
Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителемлогопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством
учителя - логопеда занимаются коррекционно - развивающей работой, участвуют в исправлении
речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель,
осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социальнокоммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
Основными видами деятельности при реализации Программы являются речевая,
коммуникативная и игровая, а основной формой работы с детьми –коррекционно развивающее занятие.
Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие
специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с
рекомендациями учителя - логопеда.
В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели,
педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному
развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и
творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над
развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий,
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает
воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают
воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников

подключаются к их работе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель - логопед, берущий на себя часть
работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Работу в образовательных области «Физическое
развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по ФИЗО при обязательном подключении всех
остальных педагогов и родителей дошкольников.
Особенности организации коррекционно-развивающей работы.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общ им недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и
условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь
II период — декабрь, январь, февраль
III период — март, апрель, май
Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической
диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми,
совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами
группы рабочих программ, корректировки основной адаптированной образовательной программы.
В старшей группе для детей от 5 до 6 лет логопедом проводится подгрупповая работа (с
подгруппами из 4-х детей) по понедельникам, вторникам, четвергам и пятницам.
В подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) логопед, исходя из возможностей детей, может
проводить 2 раза в неделю фронтальную работу.
Как правило, для фронтальной работы отводятся понедельник и четверг (и в эти дни
подгрупповую работу логопед не проводит), во вторник же и пятницу проводится подгрупповая
работа.
На работу с одной подгруппой детей в старшей группе отводится 20 минут, в подготовительной к
школе группе - 30 минут.
В среду логопед проводит только индивидуальную работу с детьми в первой половине дня или
индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй
половине дня; этот же день отводится для совместных приемов с психологом.
Среда удобна для проведения занятий логопедической ритмикой музыкальным руководителем и
учителем-логопедом, так как в этот день у логопеда нет подгрупповой работы Вечерние приемы
родителей по средам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. Все
остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная
работа с детьми.
Продолжительность организованной образовательной деятельности в логопедической группе
сокращенная, по сравнению с группами общеразвивающей направленности. Это делается для того, чтобы
не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов
работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой
группе, а превышение недельной нагрузки на
ребенка недопустимо.
В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группе компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая
— весенние каникулы.
Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только
индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной
деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся
музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционноразвивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы.
В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями
речи проводится индивидуальная работа логопеда с детьми во время утренней прогулки, необходимо
восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого
обеспечить более ранний выход детей (на 10— 15 минут) на вечернюю прогулку по сравнению с
массовыми группами.
В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с
октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых и групповых занятий
продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем- логопедом и воспитателями

для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку.
Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий
В подготовительной к школе группе компенсирующей для детей с тяжелыми нарушениями речи
проводится в неделю 18 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных
занятий продолжительностью 25 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и
воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки,
рекомендованной СанПиН. Индивидуальные занятия с учителем- логопедом и воспитателями в сетку
занятий не включаются.
В учебном плане предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с
детьми, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях,
позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент через
занятия по выбору.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по реализации
дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет в группах
компенсирующей направленности - не более 1 раза в неделю (из-за увеличения образовательной нагрузки
за счет проведения коррекционной работы)
Количество занятий по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1 ребенка
Учебный план для детей с тяжелым нарушением речи
Образовательная
область

Базовый вид деятельности

«Физическое
развитие»
«Познавательное
развитие»

Физическая культура

«Речевое развитие»
«Художественноэстетическое
развитие»

Формирование элементарных
математических представлений
Сенсорное развитие, развитие
психофизических функций
Познавательно-исследовательская
и продуктивно-конструктивная
деятельность
Формирование целостной
картины окружающего мира,
расширение кругозора
Развитие речи
Восприятие художественной
литературы
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыка

Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание
Ребенок в семье и обществе,
патриотическое воспитание
Самообслуживание,
самостоятельность, трудовое
воспитание
Формирование основ
безопасности
итого
Коррекционная работа:
Подгрупповые занятия
(понедельник, вторник, четверг, пятница)
Индивидуальные занятия (логопед)
Индивидуальные занятия (воспитатель)
«Социальнокоммуникативное
развитие»

возраст/количество
занятий
5-6 лет
6-7 лет
3
3
1

2

в сетку занятий не
входит
1
1

1

1

2

кто проводит
инструктор по
физвоспитанию
воспитатель
педагогпсихолог
воспитатель
воспитатель

2
ежедневно

воспитатель

воспитатель
воспитатель
воспитатель
музыкальный
руководитель
Интеграция с другими образовательными
областями + образовательная
деятельность, осуществляемая в ходе
режимных моментов, в совместной и
самостоятельной игровой деятельности, в
семье
2
0,5
0,5
2

2
0,5
0,5
2

13

14

4

4

3 занятия по 10 мин.
3 занятия по 10 мин

учительлогопед
в сетку занятий
не входит

итого:
Дополнительное образование (кружки)
Продолжительность 1 периода организованной
образовательной деятельности
Продолжительность непрерывно
1 половина дня
образовательной деятельности 2 половина дня

17
1
25 минут

18
1
30 минут

50 минут
25 минут

90 минут
30 минут

Учебный план на 2023-2024 учебный год
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР
5-6 лет
Образовательная
Базовый вид деятельности
количество занятий
кто проводит
область
неделя
месяц
год
Физическая культура
2
8
64
инструктор по
«Физическое
физвоспитанию
развитие»
1
4
32
воспитатель
«Познавательное Формирование элементарных
математических
развитие»
представлений
Формирование основ
1
4
32
воспитатель
финансовой грамотности
Формирование целостной
1
4
32
воспитатель
картины окружающего мира,
расширение кругозора
Сенсорное развитие,
В сетку занятий не входит
Педагогразвитие психофизических
психолог
функций
Развитие речи
1
4
32
воспитатель
«Речевое
развитие»
Подготовка к обучению
1
4
32
воспитатель
грамоте
Восприятие художественной
Ежедневно
воспитатель
литературы
В сетку занятий не входит
Рисование 2
8
64
воспитатель
«Художественноэстетическое
Лепка 0,5
2
16
воспитатель
развитие
Аппликация 0,5
2
16
воспитатель
Музыка 2
8
64
Музыкальный
руководитель
Социализация, развитие
«Социальнообщения, нравственное
коммуникативное
воспитание
Интеграция с другими образовательными
развитие»
областями
+ образовательная деятельность,
Ребенок в семье и обществе,
патриотическое воспитание осуществляемая в ходе режимных моментов, в
совместной и самостоятельной игровой
Самообслуживание,
деятельности, в семье
самостоятельность, трудовое
воспитание
Формирование основ
безопасности
Коррекционная работа:
Логопедическое занятие (фронтальное, групповое)
3
12
98
учитель-логопед
Индивидуальные занятия (логопед)
3 занятия по 10 мин.
в сетку занятий
не входит
Индивидуальные занятия (воспитатель)
3 занятия по 10 мин
Логоритмика
1
4
32
Музыкальный
руководитель
Итого
16
64
512
Дополнительное образование (кружки)
1
4
32
Учебный план на 2023-2024 учебный год
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР
6-7 лет

Образовательная
область
«Физическое
развитие»
«Познавательное
развитие»

«Речевое
развитие»

«Художественноэстетическое
развитие

Базовый вид деятельности
Физическая культура
Формирование элементарных
математических
представлений
Формирование основ
финансовой грамотности
Формирование целостной
картины окружающего мира,
расширение кругозора
Сенсорное развитие, развитие
психофизических функций
Развитие речи
Подготовка к обучению
грамоте
Восприятие художественной
литературы
Рисование
Лепка
Аппликация
Музыка

Социализация, развитие
общения, нравственное
воспитание
Ребенок в семье и обществе,
патриотическое воспитание
Самообслуживание,
самостоятельность, трудовое
воспитание
Формирование основ
безопасности
Коррекционная работа:
Логопедическое занятие (фронтальное, групповое)
Индивидуальные занятия (логопед)
Индивидуальные занятия (воспитатель)
Логоритмика
«Социальнокоммуникативное
развитие»

Итого
Дополнительное образование (кружки)

количество занятий
неделя
месяц
год
2
8
64

кто проводит

2

8

64

инструктор по
физвоспитанию
воспитатель

1

4

32

воспитатель

1

4

32

воспитатель

В сетку занятий не входит
1
1

4
4

32
32

Ежедневно
В сетку занятий не входит
2
8
64
0,5
2
16
0,5
2
16
2
8
64

педагогпсихолог
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
воспитатель
Музыкальный
руководитель

Интеграция с другими образовательными
областями + образовательная деятельность,
осуществляемая в ходе режимных моментов, в
совместной и самостоятельной игровой
деятельности, в семье

3
12
98
3 занятия по 10 мин.
3 занятия по 10 мин
1
4
32
17
1

68
4

учитель-логопед
в сетку занятий
не входит
Музыкальный
руководитель

544
32

Расписание образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности (5-7 лет) для детей с ТНР
на 2023-2024 учебный год
День недели
Время проведения
Логопедическое занятие (фронтальное)
9.00-9.20/
Понедельник
9.30-10.00
Познавательно-исследовательская деятельность
9.30-9.50/
10.10-10.40
Физическая культура на улице
11.00-11.30
Логопедическое занятие (подгруппа)
9.00-9.20/
Вторник
9.30-10.00
Рисование
9.30-9.50/
10.10-10.40
Физкультурное занятие
10.50-11.25

Среда

Познавательное развитие ФЭМП (6-7 лет)
Речевое развитие
Рисование

Четверг

Музыкальное занятие
Логопедическое занятие (подгрупповое/фронтальное)
Познавательное развитие ФЭМП

Пятница

Физкультурное занятие
Логопедическое занятие (подгруппа
Конструктивно-модельная деятельность
Музыкальное занятие
итого:

15.20-15.50
9.00-9.20/
9.30-10.00
9.30-9.50/
10.10-10.40
15.15-15.45
9.00-9.20/
9.30-10.00
9.30-9.50/
10.10-10.40
10.50-11.25
9.00-9.20/
9.30-10.00
9.30-9.50/
10.10-10.40
10.50-11.25
17 занятий

Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности
Базовый вид деятельности

группа старшего дошкольного
возраста 5 - 6 лет
ежедневно

группа старшего дошкольного
возраста 6 - 7 лет
ежедневно

Чтение художественной
литературы
Конструктивно-модельная
1 раз в неделю
1 раз в неделю
деятельность
Игровая деятельность
ежедневно
ежедневно
Общение (ситуативные беседы) ежедневно
ежедневно
при проведении
режимных моментов
Дежурство
ежедневно
ежедневно
Прогулка
ежедневно 2 раза в день
ежедневно 2 раза в день
Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра
ежедневно
ежедневно
Познавательно ежедневно
ежедневно
исследовательская деятельность
Самостоятельная деятельность
ежедневно
ежедневно
детей в центрах
(уголках) развития
Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика
ежедневно 8-10 минут
ежедневно 10-12 минут
Комплекс закаливающих
ежедневно
ежедневно
процедур
Гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».