УЧЕБНЫЙ ПЛАН МБДОУ № 36 г. Азова на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
К учебному плану основной образовательной программы муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 36 г. Азова на 20222023 учебный год.
1. Нормативное обеспечение учебного плана.
Учебный план МБДОУ № 36 г. Азова является нормативным документом, который
регламентирует организацию образовательного процесса в учреждении и составлен в
соответствии:
1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;\
2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (гл. VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»)
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования», гл.2 «Требования к структуре образовательной программы
дошкольного образования и ее объему»
4. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16
«Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
6. Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 36 г. Азова,
разработанной в соответствии с ФОП ДП.
Структура образовательного процесса.
Учебный день делится на 3 блока:
1) образовательный блок 1 половины дня (06.30-9.00) включает в себя:
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы);
 образовательную деятельность, осуществляемую в режимных моментах;
 самостоятельную деятельность детей;
 взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
2) развивающий блок (9.00-11.00) включает в себя:
 организованное обучение (в соответствии с расписанием организованной образовательной
деятельности (ООД), представляет собой образовательную деятельность, осуществляемую
в процессе организации различных видов детской деятельности) игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной).
3) образовательный блок 2 половины дня (15.30 – 19.00) включает в себя:

 индивидуальную работу;
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
 образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
 самостоятельную деятельность детей;
 взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.
Структура учебного года
Образовательная деятельность проводится с 1 сентября по 31 мая:
 с 1 сентября по 12 сентября – адаптационно-диагностический период;
 с 13 сентября по 31декабря - учебный период;
 с 1 января по 9 января – новогодние каникулы;
 с 10 января по 31 мая - учебный период;
 с 18 апреля по 30 апреля диагностический период.
В МБДОУ образовательная деятельность строится по трем направлениям: организованная
образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах,
образовательная деятельность в самостоятельной деятельности. Каждый вид образовательной
деятельности отражен в учебном плане.
1 часть – «Организованная образовательная деятельность»
Основная часть (по обязательной части ООП)
Часть, формируемой участниками образовательных отношений:
2 часть - «Образовательная деятельность в ходе режимных моментов»
3 часть – «Самостоятельная деятельность детей»
Организованная образовательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного
возраста осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности:
игровую, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из разного
материала, изобразительную, музыкальную.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
осуществляется в процессе вовлечения их в различные виды детской деятельности, в том числе и
в форме занятий. Особое внимание уделяется гигиене организации и проведения организованной
образовательной деятельности с детьми, обеспечивается рациональное сочетание умственной и
физической нагрузки, а также достаточная двигательная активность ребенка в течение дня.
Педагоги дозируют объем образовательной нагрузки с учетом санитарноэпидемиологических правил и нормативов. По действующему «Санитарные правила и нормы
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности:
Возрастная группа
Ранний возраст (от 1.5 до 3 лет)
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

Длительность
не более 10 минут
не более 15 минут
не более 20 минут
не более 25 минут
не более 30 минут

Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей
дошкольного возраста.

Возрастная группа
Ранний возраст (от 1.5 до 3 лет)
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)
Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

Максимальный объем
не более 20 минут
не более 30 минут
не более 40 минут
не более 50 или 75 минут
при организации одного
занятия после дневного сна
не более 90 минут

Образовательная деятельность с использованием электронных средств обучения (ЭСО)
Продолжительность использования электронных средств обучения (ЭСО)
электронные
средства обучения
интерактивная доска
интерактивная панель
персональный
компьютер
ноутбук
планшет

возраст

мин. не более

суммарно в день

5-7 лет
5-7 лет
6-7 лет

7
5
15

20
10
20

6-7 лет
6-7 лет

15
10

20
10

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. При
использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или другой информации,
продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет
- 5-7 минут При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться
гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна
проводиться во время перемен. Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной
динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.
При организации образовательной деятельности предусматривается введение в режим дня
физкультминуток во время занятий, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой, в
том числе во время письма, рисования и использования ЭСО.
Требования к организации физического воспитания:
С детьми третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляются
подгруппами 2-3 раза в неделю, в групповом помещении или физкультурном зале.
Возраст детей
Число детей
Длительность занятия

От 2-х до 3-х лет
8-12 человек
10 минут

Занятия по физическому развитию основной
образовательной программы для детей в
возрасте т 3 до 7 лет организуются не менее 3-х раз в неделю. Длительность занятий зависит от
возраста детей и составляет:
Возрастная группа
Младший возраст (от 3 до 4 лет)
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Старший дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

Длительность занятия
15 минут
20 минут
25 минут

Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

30 минут

1 раз в неделю для детей 5 - 7 лет следует круглогодично организовывать занятия по
физическому развитию детей на открытом воздухе.
В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность,
проводят физкультминутку. Перерывы между периодами организованной образовательной
деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего
дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее
продолжительность должна составлять не более 25 –30 минут в день. В середине организованной
образовательной деятельности статистического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и
умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики
утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия и т.д.
Структура учебного плана состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и
необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. В учебном плане установлено
соотношение между обязательной и вариативной частью, формируемой образовательным
учреждением. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Обязательная часть составляет не менее 60 % от общего объема, отводимого на
освоение основной образовательной программы дошкольного образования и предполагает
комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях.
Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во
всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и
физическое развитие. Обязательная часть реализуется через организованную образовательную
деятельность (занятия).
Формы организации непосредственно-образовательной деятельности:
 для детей с 1,5 до 3 лет – подгрупповая, индивидуальная;
 для детей с 3 до 7 лет - подгрупповая, фронтальная, индивидуальная.
Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «Занятие»,
которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как
дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из
специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции
различных детских деятельностей), осуществляемых совместно с взрослым, и направлено на
освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания
образовательных областей).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более
40% от общего объема, отводимого на освоения детьми основной общеобразовательной
программы дошкольного образования. Эта часть учебного плана, формируется участниками
образовательных отношений, где представлены программы, направленные на развитие детей в
одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках
(парциальные программы), методики, формы организации образовательной деятельности.
Используются разные формы работы во второй половине дня.
В ней предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с детьми,
направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях,
позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент
через занятия по выбору.
Дополнительное образование, которое реализуется через совместную кружковую
деятельность детей и взрослых по следующим направлениям:
 физкультурно – оздоровительное направление
 познавательное направление





речевое направление
социально-коммуникативное направление
художественно – эстетическое направление
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки по реализации
дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
 в группах раннего возраста (1,5 лет до 3 лет) и в младшей группе (дети четвертого года
жизни) - не предусмотрено
 в средней группе (дети пятого года жизни) – не более 1 раза в неделю
 в старшей группе (дети шестого года жизни) - не более 2 раз в неделю
 в подготовительной группе (дети седьмого года жизни) – не более 2 раз в неделю
 в группах компенсирующей направленности - не более 1 раза в неделю (из-за
увеличения образовательной нагрузки за счет проведения коррекционной работы)
Количество занятий по дополнительному образованию в учебном плане определено на 1
ребенка.
На основе учебного плана составлена система (расписание) непосредственно
образовательной деятельности.
Требования к организации образовательного процесса в условиях распространения
коронавирусной инфекции, ОРВИ и др. сезонных заболеканий.
В МБДОУ № 36 г. Азова обеспечена групповая изоляция с проведением всех занятий в
помещениях группы и (или) на открытом воздухе отдельно от других групп.
Утренняя гимнастика проводится в группах.
Посещение музыкально-спортивного зала осуществляется в соответствии с расписанием
занятий. После каждого посещения проводится влажная уборка с применением
дезинфицирующих средств. При благоприятных погодных условиях занятия физической
культуры будут проводиться на свежем воздухе. Обязательно организуются утренние и вечерние
прогулки.
Ежедневно проводится обработка игрушек, игрового и иного оборудования с
применением дезинфицирующих средств.
Ежедневно в соответствии с графиком проводится проветривание всех помещений
детского сада.
Ежедневно проводятся противоэпидемические мероприятия, включающие: в течение
учебного дня в проводится текущая дезинфекция помещений (обработка рабочих поверхностей,
дверных ручек, помещений пищеблоков, мебели, санузлов, вентилей кранов, спуска бачков
унитазов); ежедневно в помещениях образовательного учреждения проводится влажная уборка.

Учебный план к основной образовательной программе
в группах общеразвивающей направленности на 2023-2024 учебный год
Образовательные
области

Базовый вид деятельности

группа раннего
возраста
от 2 до 3 лет

Группы общеразвивающей направленности
группа
группа среднего группа старшего
младшего
возраста
возраста
возраста
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 3 до 4 лет

группа старшего
возраста
от 6 до 7 лет

Периодичность
неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

неделя

год

Обязательная часть
Физическое развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое развитие

Социальнокоммуникативное
развитие

Физическая культура
Математика
Окружающий мир
Приобщение к социокультурным ценностям

3
-

108
-

3
1

108
36

3
1

108
36

3
1

108
36

3
2

108
72

1

36

1

36

1

36

2

72

2

72

Развитие речи
Подготовка к обучению грамоте
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Музыка
Социализация, развитие общения,
нравственное воспитание
Формирование основ гражданственности,
патриотическое воспитание
Самообслуживание, самостоятельность,
трудовое воспитание
Формирование основ безопасности
Итого:

2
1
1
-

72
36
36
-

1
1
0.5
0.5

36
36
36
18

2
1
2
0.5
0.5

72
36
72
18
18

2
1
2
0.5
0.5

72
36
72
18
18

2

72

2

72

2

72

2

72

1
36
1
36
0.5
18
0.5
18
1 раз в неделю
2
72

Интеграция с другими образовательными областями +
образовательная деятельность в ходе режимных моментов,
в совместной и самостоятельной игровой деятельности

10

360

10

360

10

360

14

504

15

540

1

36

1

36

Вариативная часть
Познавательное развитие. Основы финансовой грамотности
дополнительное образование (нормы СанПиН)

-

-

-

нет

нет

1

Общее количество занятий
10
10
11
Продолжительность 1 периода образовательной деятельности
10 минут
15 минут
20 минут
Продолжительность непрерывной образовательной
1 половина дня
10 минут
30 минут
40 минут
деятельности
2 половина дня*
10 минут
нет
нет
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

2

2

17
25 минут
45 минут
25 минут

18
30 минут
1 час 30 минут
30 минут

Базовый вид деятельности

группа раннего
возраста
от 2 до 3 лет

группа младшего
возраста
от 3 до 4 лет

группа среднего
возраста
от 4 до 5 лет

группа старшего
возраста
от 5 до 6 лет

группа старшего
возраста
от 6 до 7 лет

Чтение художественной литературы

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

ежедневно
в совместной
образовательной
деятельности

Конструктивно-модельная деятельность

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

поручения

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно
2 раза в день

ежедневно
2 раза в день

ежедневно
2 раза в день

ежедневно
2 раза в день

ежедневно
2 раза в день

Игровая деятельность
Общение (ситуативные беседы)
проведении режимных моментов
Дежурство

при

Прогулки

Самостоятельная деятельность детей
Самостоятельная игра

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Познавательно-исследовательская
деятельность
Самостоятельная деятельность детей в
центрах (уголках) развития

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Оздоровительная работа
Утренняя гимнастика

ежедневно
5 минут

ежедневно
5-6 минут

ежедневно
6-8 минут

ежедневно
8-10 минут

ежедневно
10-12 минут

Комплексы закаливающих процедур

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно

ежедневно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».